Живя на Бали или побывав здесь в качестве туриста, вы часто сталкиваетесь с различными поделками из дерева, коих тут очень и очень много. И это совсем не потому, что дерева на Бали крайне много, отнюдь. Просто местные мастера по праву считаются лучшими в мире. Давайте узнаем почему.

Резьба по дереву

[[image|h450|3_152.jpg]] Индонезии по праву принадлежит мировое первенство в области художественной резьбы по дереву. Изделия балийских мастеров считаются недосягаемым примером совершенства. Сюжеты часто посвящены мифологическим мотивам или более современным изображением бытовых сценок, людей и животных. Балийским мастерам свойственны и реалистический стиль, и модернизм, и даже абстракционая манера исполнения. Среди таких работ есть и настоящие шедевры. Но в целом, основной целью современной балийской резьбы является декор и коммерция.

Для изготовления используются по-настоящему ценные породы дерева – бежевый и тёмно-коричневый тик и драгоценный черный (или "слоёный") эбен. Тик и эбонит неуязвимы для любых древоточцев и не подвержены гниению. Древесину средней плотности используют для изготовления вееров, статуэток и скульптурных групп. Породы мягкого дерева идут на изготовления масок и барельефов, которые потом раскрашивают.

В старые времена искусством резьбы по дереву занимались только брахманы – представители высшей касты, а их труд был окружен почетом и уважением. В те далекие времена целью резчика было служение религии, все работы делались только по заказу королевского двора, храмов или для небольших частных храмов в балийских домах. Для мастеров работа была своего рода жертвой и службой богам, резчики были частью религиозной системы, очень серьёзно относясь к своим обязанностям.

История резьбы по дереву на Бали

Резьба по дереву имеет очень длинную и сложную историю на Бали. По некоторым данным резьба по дереву пришла сюда не раньше 15 века с Явы, однако многие с этим не согласны. К примеру, в слоновьей пещере (Goa Gajah), возле Бедугула, Гиньяр – детальная, тонкая резьба в буддистском стиле покрывает вход над пещерой, и датируется эта резьба девятым веком. И подобных мест на Бали достаточно много.

В 13 веке Бали становится колонией Маджапахита, и индуизм оказывает сильное влияние на стиль резьбы, старая резьба изменяет свои традиции, резчики начинают изготавливать фигуры богов, богинь и демонов. Но всё же резчики делают свои работы для богов, а не для людей. Резьба развивается и эволюционирует как до распада империи Маджапахита (1520 год), так и после. Распад империи порождает поток эмигрантов с Явы на Бали, в большинстве своем - это культурный пласт населения (художники, жрецы, музыканты и прочие).

С момента падения Маджапахита Бали разделяется на небольшое количество независимых королевств, которые постоянно воевали между собой. Резьба в это время всё также остаётся даром богам и способом служения этим богам для резчиков. В каждом королевстве появляются свои уважаемые мастера.

[[image|h450|3_155.jpg]] В 1930 годах на Бали начинает развиваться западный туризм, но полностью уничтоженная система традиционного управления оставляет практически все слои культурного населения без работы. На этом этапе эволюции балийского искусства, Бали "открывают" западные художники, чьё влияние даёт новый толчок в развитии резьбы по дереву. Некоторые из них были приглашены жить в [[post|Ubud|Убуде]]. При поддержке дома [[post|Sukavati-i-Batubulan|Сукавати]] они должны были начать долгое возрождение скульптуры и живописи, поставляя материалы и помогая художникам советами и критикой, так же люди с запада исполняли роль поставщиков, которые направляли балийские работы международным ценителям. В результате здесь образовался культурный центр Бали.

Около 1935 года, резьба по дереву стала предметом коммерции, голландские купцы впервые представили Европе балийскую резьбу. На работы резчиков был новый спрос, появились новые заказчики, резчики вместо предметов религиозного назначения стали делать товары на продажу. Появились свободные тематики узоров, все больше и больше вытесняя основной религиозный мотив.

Во многих деревнях стали делать птиц и другие статуэтки в коммерческих целях: новая возможность свободного самовыражения превратила религиозное искусство в обычную рутину, где производились всего лишь поделки на продажу. Резчики же стали обычными работниками, а не служителями религии и культа. Это, в свою очередь, послужило новым толчком в культурном развитии Бали, многие художники осваивали новые стили и техники, резьба стала принимать больше декоративный характер, и основной целью стала торговля. До сих пор во многих Голландских музеях хранятся большие коллекции работ балийских резчиков.

С 1969 году туризм на Бали стал развиваться с новой силой. Благодаря большому потоку иностранных туристов, многие центры резьбы стали появляться вокруг деревни Мас. Стали открываться новые кооперативы для поддержки резчиков, которые поставляли материалы и заказчиков.

В 1974 году начинается массовое производство низкокачественных поделок из дерева (резные животные, цветы, фрукты), которое называется среди местных "pop arts", потому что для такого рода резьбы не требуются высокие навыки умения. Такое производство дало быстрый экономический отклик для большой группы людей.

Ньяна и Тилем

Наиболее известный из балийский резчиков - Ида Багус Ньяна (Ida Bagus Nyana) – брахман и архитектор из деревни Мас. Его инновация была в основном в том, как он выражал свое воображение, укорачивая одни части тела и увеличивая другие, зачастую придавая своим работам ужасающий, сюрреалистический вид. В тоже время, он не проводил за работой слишком много времени, не забывая и о повседневных делах. Ньяна, в отличии от других резчиков своего времени, смог избежать "ловушки" барокко, по этому его работы особенно ценились.

[[image|h450|3_153.jpg]] Ньяна был не только одаренным резчиком но еще и уважаемым священником, с помощью которого был построен храм в Убуде – Деса Мас. В 1974 году Ньяна получил высокую национальную награду от президента Сухарто.

Позже появляется еще один уникальный художник Ида Багус Тилем (Ida Bagus Tilem), сын Ньяна. В отличии от Ньяна и художников Мас, он рискнул не только менять пропорции частей тела своих персонажей под определенный кусок дерева, он использовал для этого гнилые бревна, которые он вычищал, придавая своим творениям согнутые и скрученные черты тел и лиц. Он выработал свою индивидуальную систему изображения. Имя Тилема часто связывают с приходом чистого модерна в мир балийской скульптуры.

Кстати, сын великого мастера, который сам стал не менее великим резчиком по дереву, за всю жизнь не продал ни одной ни своей, ни папиной работы. При его жизни, все они хранились в их доме-музее в Масе, что в Убуде.

Музей Ньяны и Тилема

Чтобы увидеть лучшие работы балийских резчиков надо сходить в Галерею Резьбы по дереву Сиаджа (FA Siadja Wood Carving gallery) в деревне Мас в Убуде. Там вы сможете насладиться большой подборкой работ балийских мастеров, начиная с 1930 года. И тем не менее, работы Ньяны и Тилемы хранились в их личном доме, который не так-то легко найти, да и попасть в него не так-то и просто - это частный дом.

[[image|h450|3_154.jpg]] Поэтому, было принято решение построить отдельный музей, посвященный творчеству этого семейства. Музей этот так и называется - музей Ньяны и Тилема (Njana Tilem Museum). В него, по идее, должна полностью переехать вся коллекция работ Ида Багус Ньяны и Ида Багус Тилема. Я не уверен, что эти имена можно склонять, но мне так больше нравится, поэтому простите меня, если я не прав.

В музей этот мы приехали в начале декабря 2015 года, и он ещё не был открыт. Основное здание уже достроено, территория вокруг музей облагорожена, но что-то ещё не готово. Присутствующие на территории балийские ребята сказали нам приезжать через годик, чтоб наверняка :). На момент написания статьи (май 2016) музей всё ещё не является действующим.

Поэтому, мы погуляли по территории музея, тут тоже неплохо. Много зелени, прудик, свежо. Ещё тут было целое семейство гусей, которое деловито расхаживало по территории. Подойти к ним не представлялось возможным, потому что папа-гусь тут же принимал угрожающую стойку и, если вы игнорировали его предупреждение, начинал бежать в вашу сторону.

Побегав от гусей и посмеявшись с местными ребятами, мы поставили себе пунктик - вернуться сюда через год и посмотреть на творения балийских мастеров. И поехали дальше.