Гонконгский кинематограф
[[image|h450|1_84.jpg]]
В течение десятилетий Гонконг был третьей по величине киноиндустрией в мире (после индийского кино и Голливуда) и второй по объёму киноэкспорта. Несмотря на кризис отрасли, разразившийся в середине 1990-х годов, и возвращение Гонконга под суверенитет Китая в июле 1997 года, Гонконг продолжает занимать значительное место в мировом кинематографе.
В отличие от многих других киноиндустрий, на протяжении большей части своего существования кино Гонконга развивалось лишь с небольшой, а то и вовсе без финансовой поддержки от правительства. Это обусловило то, что гонконгское кино является в своём большинстве коммерческим, производясь частными кинокомпаниями, концентрируясь на привлекательных для аудитории жанрах (комедия, мюзикл, боевик) и активно используя испытанные (особенно классические) сюжеты и формулы и снимая сиквелы и ремейки успешных фильмов. Кино Гонконга позаимствовало многое из голливудского, однако использовало это в сплаве с элементами китайского театра и других форм китайского искусства, с большим упором на стилизацию и гораздо меньшим на западную "реалистическую" традицию.
В 1990-х годах гонконгская киноиндустрия претерпевает резкое снижение, от которого она по настоящий момент до конца не оправилась. Внутренние продажи билетов начинают падать уже в конце 1980-х годов, однако региональная аудитория до некоторой степени сохраняет бум производства вплоть до первых лет годы следующего десятилетия. Однако к середине 1990-х годов индустрия входит в свободное падение - доходы падают, по крайней мере, в два раза. К концу десятилетия число фильмов, снимаемых за год снизилось с более двухсот (максимум по десятилетию) до примерно 100. Импортированные американские блокбастеры впервые за десятилетия начинают регулярно занимать верхние строчки региональных сборов. По иронии судьбы, это был тот же период, когда гонконгское кино стало входить в мейнстрим аудитории США и "экспортировать" популярных кинематографистов в Голливуд.
Одним из худших годов в новейшей истории кино Гонконга был 2003. В дополнение к общему продолжающемуся падению, вспышка атипичной пневмонии в китайском регионе на месяцы оставила ряд прокатчиков практически без зрителей и на 4 месяца практически прекратила фильмопроизводство на многих студиях - за год было выпущено только 54 киноленты. Не связанная с этим ранняя смерть двух известных вокалистов и киноактёров - Лесли Чуна (в 46 лет) и Аниты Муи (в 40 лет) - только добавила плохих новостей к и без того негативному фону.
Специфика
Фильмы в Гонконге снимаются в расчете на определенную аудиторию, поэтому здесь можно увидеть как непритязательные по содержанию фильмы-экшэн (их большинство, и они успешно конкурируют с голливудскими блокбастерами), так и подлинно элитарное кино. Успех гарантируется любой ленте о боевых искусствах и мафиозных разборках, в которых снимаются такие любимые зрителями Гонконга актёры, как Джеки Чан, Чоу Юньфат (Chow Yun-Fat, трижды призер Гонконгской академии киноискусств в номинации "лучший актёр", призер Американской кино-академии за роль в фильме "Крадущийся тигр, притаившийся дракон"), и Джет Ли (Li Lianjie или Jet Li, высококлассный спортсмен ушу, обладатель премии Гонконгской академии киноискусств в номинации "лучший актёр"). Все эти актёры не только имеют богатый опыт работы в Голливуде и Гонконге, но и выполняют без дублеров сложнейшие трюки, а обаятельный комик Джеки Чан даже выпускает специальные ролики, повествующие о довольно серьёзных травмах, полученных им в ходе съёмок сложных эпизодов. Кстати, весьма удачным оказался и режиссерский дебют этого уроженца бывшей британской колонии в Голливуде – комедии "Час пик" и "Шанхайский полдень". К тому же он является одним из успешных продюсеров.
Элитное кино Гонконга пользуется большим авторитетом на мировой арене. Достаточно упомянуть здесь хотя бы некоторые имена. Гонконгский кинорежиссёр, сценарист и редактор Джон Ву (John Woo Yu-Sen) оказал существенное воздействие на стиль кинематографии ряда стран в 1990-х годах. Это влияние трудно не заметить даже у таких разных режиссёров, как Люк Бессон и Квентин Тарантино. Его вышедший в 1986 году в Гонконге гангстерский фильм "Лучшее завтра" побил все рекорды популярности. А снятые в последующие годы "Наемный убийца" (1989), "Пуля в голове" (1990) и "Круто сваренные" (1992) принесли ему мировое признание. В этих фильмах он находит свой почерк с характерной для него кровавой эстетикой жестокости и насилия. Получив приглашение в Голливуд, он снимает там такие известные картины: "Трудная мишень" (1993), "Сломанная стрела" (1995), "Без лица" (1997), "Миссия невыполнима-2" (2000), "Говорящие с ветром" (2002), "Битва у Красной скалы" (2009).
Среднестатистический гонконгский фильм - это экшен-боевик. Разборки в портовой части города, война триад, наркобароны, изобилие сцен с восточными единоборствами, красивые и эффектные трюки. Протагонист обычно является обычным человеком, а не каким-нибудь супер-героем, и потихоньку в одиночку решает все проблемы и спасает заложников и/или мир. В фильмах много юмора, но юмор этот специфический - китайский. У режиссёров, более приближенных к Голливуду (Джеки Чан, например), юмор более понятный. Но в целом фильмы не напряжные, легко смотрятся и делают упор на эффектость, нежели на правдоподобность и глубоко проработанный сюжет. Чтобы было понятно, на что примерно похожи эти фильмы, можно привести примеры из классических американских фильмов (которые вы наверняка видели). Максимально похожий на гонконгский по стилистике фильм - "Час Пик". Несмотря на то, что фильм производства США, а про Гонконг там только тот факт, что Джеки Чан приезжает в Лос-Анджелес именно из Гонконга, по общей стилистике фильм очень похож на те, которые снимаются в Гонконге.
Ещё стоит отметить "мрачноватость" фильмов. Они обычно выполнены в тёмных тонах, часто в тёмно-зелёной, болотной или коричневатной гамме, чуть с повышенной контрастностью. Это хорошо подходит для съемок всяких драк в подворотнях или среди контейнеров в портовой зоне. И в фильмах больше ночных съёмок, чем в дневное время. Вот, пожалуй, и всё, что можно рассказать про специфику местных фильмов.
Актёры
[[image|h450|1_85.jpg]]
Большинство гонконгских актёров вы наверное не знаете, хотя я почти уверен, что вы видели фильмы с их участием, просто не стали их запоминать. Актёров и "звёзд" тут много. Но я почти уверен, что следующих троих вы точно знаете:
-
Джеки Чан (陳港生, Jackie Chan) - уроженец Гонконга, отличный юморист и потрясающий мастер разных боевых искусств. Википедия его характеризует так - китайский и американский актёр, каскадёр, кинорежиссёр, продюсер, сценарист, постановщик трюков и боевых сцен, певец, филантроп, мастер боевых искусств. Этого товарища, я думаю, вы точно знаете. Он до сих пор продолжает свою трудовую карьеру.
-
Брюс Ли (李振藩, Lee Jun Fan, Bruce Lee) - пожалуй, один их самых известных актёров в мире. По крайней мере среди тех, кто занимается единоборствами. Популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века. Родился в США, но имеет второе гражданство в Гонконге, в котором и прожил большую часть жизни. Скоропостижно скончался в 32 года от отёка мозга, который произошёл при не до конца понятных обстоятельствах.
-
Джет Ли (李連杰, Li Lian Jie, Jet Li) - потрясающий актёр, хорошо играющий разные роли, и, конечно же, идеально владеющий ушу. Наверняка вы его знаете по серии фильмов "Неудержимые", или по фильму "Противостояние" (плохой перевод, в оригинале называется "The One"), хотя может вы и другие фильмы с ним смотрели. Является буддистом, и старается доносить свои представление о мире через своих героев.
Аллея Звёзд
Аллея Звёзд или Авеню Звёзд (星光大道, Avenue of Stars) - аналог голливудской "Аллеи Славы", созданная в 2004 году и призванная отметить весомый вклад артистов, режиссёров, сценаристов и других деятелей в развитие гонконгского кинематографа. Является одной из самых популярных туристических достопримечательностей города, располагается в восточной части [[post|Naberezhnaya-Gonkonga--Simfoniya-Ognej|набережной Гонконга]]. В настоящее время на аллее находятся 107 звёзд и отпечатков рук крупнейших кинозвёзд Гонконга и материкового Китая.
На поверхности авеню установлены памятные звёзды, на некоторых из них имеются отпечатки рук и автографы знаменитостей (большинство табличек без отпечатков, так как на момент установки знаменитости уже умерли, например Брюс Ли). На аллее установлена 2,5-метровая бронзовая статуя актёра Брюса Ли, которая стала визитной карточкой данной аллеи (да и Гонконга вообще, занимающее третье место после видов с набережной и с пика Виктория) и статуя актрисы Аниты Муи (очень известная и популярная китайская актриса и певица, но мало известная за пределами Азии). Также тут стоят девять красных столбов, на них более-менее детально рассказывается история развития гонконгского кинематографа.
Вот и всё. Аллея является частью набережной Гонконга, поэтому не поленитесь - сходите сюда. Очень интересно и красиво.